Get Your MultiLinks.Net Free For All Links Page & Classified Ad Site Today!
FFA & Classified Hosting, FFA Automatic Submission!

|Главная|Охота|Рыбалка|Анекдоты|Гостевая книга|Анкета|Ссылки|

1. Краткая История УШУ.

  Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV-111 в. до н.э. еще не было систем (школ) ушу; была лишь подготовка воинов, т.е. "воинское ремесло". Первоначально оно имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях. К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием "уи". Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений-таолу, которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. В периоды "Весен и Осеней" (770-476 гг. до н. э.) и "Воюющих Царств" (475-221 гг. до н. э.) жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-Цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Они передали Китаю духовный импульс, повлиявший на развитие всей Юго-Восточной Азии в последующую пару тысячелетий.
В I веке н.э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней. Примерно в VI веке в Китай пришел легендарный индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям, впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Ши-миню, и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин - усэн (монах-боец). В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII веке шаолиньские ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и стал ее возрождать. Он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней. После 1219 года, когда завоевавший страну Чингисхан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли "Сэму" ("цветноглазые"), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали "хуэйхуэй". Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей приграничья" стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сунн по морю арабских иммигрантов, а также принявших ислам китайцев сформировалась нация хуэйцзу ("мусульман"). В течении, более чем семьсот лет, своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны.
Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман. В 1351-1368 годах народное восстание "красных повязок", под предводительством Чжоу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой стал Чжоу Юаньчжан. Начался "золотой век" ушу.
В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. "Покарать бандитов и оберечь народ" было предписано талантливому чиновнику Ци Цзигуану (которому было лишь 27 лет). Он попал в трудную ситуацию, войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому, Ци Цзигуан, будучи знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие тогдашние системы военной подготовки, он написал знаменитый трактат "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о достижениях [в военном деле]"). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории ушу. Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ ушу.
Однако, ничто не вечно. 6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войсками. Чтобы не попасть живым в руки завоевателей, Минский император повесился. Была установлена новая династия Цин, которая, несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удержать власть до 1911 года. Центром практики ушу стали тайные общества. В течение всего XIX века Поднебесную сотрясали народные восстания, направленные против маньчжурского владычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основной удар в восстании «Восьми триграмм», и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899-1901) вошедшее во всемирную историю под названием "боксерского".
Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренившиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исчезнуть бесследно. Вовремя Синьхайской революции (1911-1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой силой.
Правительство Китайской республики оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руководством Цай Гуйциня. Его преемник генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) также интересовался боевыми искусствами. Он лично присутствовал на гокао (государственные испытания нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине(тогдашней столице Китая) Центральный институт Гошу (национальное искусство, так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году. Ректором Института был генерал Чжан Чжэцзян, покровительствовал ему министр обороны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивавшей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзиньу (Ассоциация истинных боевых искусств). Обе организации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассоциация Цзиньу) и за рубежом, в местах компактного проживания китайцев: во Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д. Преподавали там крупные мастера, хранители истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.
После прихода к власти коммунистической партии и образования КНР правительство обратилось к мастерам ушу с призывом выйти из подполья, обосновывая это тем, что все мотивы для тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла первая Всекитайская национальная спартакиада, 75% которой заняли выступления по ушу. Было продемонстрировано 139 стилей ушу, проведены поединки по рукопашному бою (без какого-либо защитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на длинном оружии (шестах и копьях), а также соревнования по такому древнему национальному виду состязаний, как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в поединках практически не было травмированных) правительство испугалось, мало ли куда повернет эта сила в будущем. Большинство тайных обществ было разогнано. Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся сотрудничать с государством (так как искренне считали, что ушу нуждается в реформировании), была создана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай Луньюань на основе своего фамильного стиля хуацюань (расцветающий кулак), а также ряда других северных стилей чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань (пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и подвешивания), шаолиньцюань (кулак монастыря Шаолинь) создал новый спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуандун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан спортивный синтетический стиль наньцюань (южный кулак). Названия приемов заменялись на технические, лишая их тем духовной наполненности (согласитесь, удар, раскалывающий гору это одно, а хлопок кулаком по ладони зто совсем другое). В период Великой культурной пролетарской революции (1966-1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за потакание феодальным пережиткам. Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить международного имиджа КНР, ушу оставили в покое.
Сейчас государство по-прежнему проводит политику превращения ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей истинного ушу, популяризируются чан-цюань и нань-цюань, а также спортивные и оздоровительные версии древних стилей. Созданы правила проведения поединков (бой по правилам - вещь в традиционном ушу просто немыслимая). Как говорят народные мастера, Чтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу, нужно заниматься боксом, а не ушу. Традиционное ушу продолжает существовать, но, не пересекаясь с государственным.

2. СМЫСЛ ТЕРМИНА «УШУ»

Ушу - древнее название Гошу или Уи является не только традиционной гимнастикой, но и культурным наследием Китая. В его арсенал входят удары ногой и рукой; броски, захваты и падения; рубящие, колющие и проникающие удары, масса других защитных и атакующих приемов. Это искусство рукопашной схватки, как с оружием, так и без него, комплексы таолу и одиночные силовые упражнения. Ушу наполнено богатым техническим содержанием и широко распространено в народе. За многолетнюю историю существования арсенал ушу непрерывно пополнялся, и сейчас гимнастика ушу является драгоценнейшим наследием Серединного государства.
И все же, когда возникло название ушу? Национальная китайская гимнастика прошла длительный эволюционный путь непрерывных поисков и открытий. В ходе исторического развития ее название часто изменялось. В эпоху Ся (ХХ1-ХУ1 вв. до н.э.), Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.), Чжоу (XI в.- 221 г. до н.э.) существовали такие названия: цюань-юн (храбрый кулак), шоубо (рукопашный бой), сян гао, доу и многие другие. В период Воюющих царств (475—221 гг. до н.э.) название изменилось в цзи (бокс), сян-бо, шоу-чжан. В «Сочинениях о воинских обрядах» есть глава «Расцвет цзи-цзи в народе Ци», подтверждающая широкое распространение бокса в те годы. Во времена династии Цин (221-206 гг. до н.э.), Хань (206 г. до н.э. - 220 н.э.) и Периода Троецарствия (220-280 гг.) существовали названия уи (боевое искусство), цзюэ-ди (противоборство), цзюэ-ли (борьба), шуай-ху (беспорядочные броски), чжан-шоу (длинная рука), шоу-гэ (рукопашная схватка), шоу-бо, ци-мэн, ця. Так, в книге «Анналы Троецарствия - жизнеописание Люфэня» есть упоминание о том, что «...в уи он был сильнее всех». Во времена династии Цзинь (265-420 гг.), в эпоху Южных и Северных династий (420-581 гг.) применялись такие термины: уи, цзян-у, пай-чжан, сян-бо, сян-ча, сян-пу, цзюэ-ди, цюань-фа. Во времена династии Лян (502-557 гг.) появился трактат «Вэнь Сюань», где есть поэма «Запретить ушу, развивать литературу» (смысл которой — покончить с войной и заняться мирным трудом) — здесь и был впервые упомянут термин ушу. В последующие годы, начиная от династий Суй (581-618 гг.), Тан (618-907 гг.) и вплоть до династий Сун (960-1279 гг.), Юань (1279-1368 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.), хотя и встречались всевозможные названия цюань-цзе, ши-пу, шоу-бо, цзюэ-ди, сян-бо, ба-ши, сян-пу. цзюэ-ли, у-чжи, датао-цзи, у-ши, шуай-цзяо, бай-да, ши-цюань, ши-и, цюань-фа, дуй-ли) все же самым распространенным был термин уи. После Синьхайской революции получил всеобщее признание термин ушу. В 1911 году в Циньдао, а в 1919 году в Шанхае состоялся чемпионат Китая по ушу. В 1917 году в Пекине, а 1919 г. в Шаньдуне были проведены семинары по ушу, а в апреле 1923 г. в Шанхае по состоялась всекитайская спартакиада ушу.
Однако, в 1927 году под японским влиянием название ушу было частично вытеснено названием гошу (государственное искусство). Примерно в то же время был образован Центральный комитет по гошу, и с тех пор этот термин стал общепринятым. После образования КНР официальным термином вновь стал ушу. Национальный спортивный комитет в связи с изменением терминологии дал разъяснение, в котором говорилось: «...Термин «гошу» понятие расплывчатое, и если «ушу» и можно назвать «гошу», то другие национальные искусства и ремесла, распространенные в нашей стране, такие как резьба, живопись, музыка, вышивание, иглотерапия, тоже можно отнести к «гошу». Поэтому «гошу» слишком общее название и для гимнастики ушу явно недостаточно точное. На наш взгляд, лучше следовать древнему названию «ушу» и уж никак не «гошу».
Сейчас термин «ушу» не только общепринят в Китае, но и широко распространен во всем мире. Очевидно, что термин «ушу» наиболее точно передает специфику и особенности боевых искусств».

3. СТРУКТУРА УШУ

Богатейшее содержание ушу породило множество различных методов его классификации. В зависимости от района зарождения школы, ее характерных особенностей, фамилии и имени наставника устанавливается тот или иной стиль и его название. В настоящее время все, что относится к ушу, можно разделить на пять больших групп:
- ЦЮАНЬ-ШУ (КИТАЙСКИЙ БОКС, ИЛИ КУЛАЧНОЕ ИСКУССТВО);
- ОРУЖИЕ УШУ;
- ПАРНЫЕ ТРЕНИРОВКИ;
- ГРУППОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ;
- ЕДИНОБОРСТВО.
Рассмотрим эти группы по порядку.
ЦЮАНЬ-ШУ (китайский бокс). В него входят:
-Нэйцзя-цюань (школы внутреннего направления) тайцзи-цюань, синъи-цюань, багуа-чжан и др.
-Чан-цюань (длинный кулак): чан-цюань, шаолинь-цюань, чжа-цюань; два созвучных стиля хуа-цюань; сань-хуан, пао-чуй, мянь-цюань, пигуа-цюань, бацзи-цюань, тунбэй-цюань, фаньцзы-цюань, люхэ-цюань, юэши-лянь-цюань.
- Дуанъ-цюань (короткий кулак).
- Нань-цюань(южный кулак).
- Сянсин-цюань (образный кулак).
ОРУЖИЕ УШУ. Короткое оружие - сабля, меч и т.д.; длинное оружие - копьё, палка, большой изогнутый меч да-дао и т.д.; парное оружие - парные сабли, мечи, крюки и т.д.;
гибкое оружие - девятизвенная цепь, веревка с шаром(шэн-бяо), молоток-метеор и т.д. Таолу с оружием - это база китайского бокса, в которой заложен весь комплекс упражнений с различным оружием:
- Дао-шу (искусство владения саблей) - это искусство ближнего боя. Его характерные черты - скорость, напористость, смелость, всевозможные обманные действия. Имеется много разновидностей ударов - они могут быть рубящие, секущие, колющие, проникающие, могут носить обманный характер и быть строго согласованы с движениями другой руки.
- Цзянь-шу (фехтование на мечах) тоже применяется в ближнем бою. Многочисленные уколы, удары в болевые точки, сокрушительные удары и координированные действия: другой рукой составляют таолу цзянь-шу. Скорость, ловкость, непринужденность, ритмичные и легкие движения тела отличают цзянь-шу от других видов.
- Цян-шу (искусство владения копьем). Цян-шу – искусство боя на дальней дистанции. Блокировки, отводы, колющие удары предшествуют основным прорывам и добивающим ударам, которые и образуют этот комплекс. Особенность его такова: удар копьем является продолжением линии, начинающейся в ногах - источнике силы, которая затем проходит через поясницу и концентрируется на острие.
- Гуань-шу (фехтование на палках), так же как и копье, относится к длинному оружию. Комплекс состоит из размашистых, колющих, протыкающих круговых ударов. Его особенность заключается в использовании обоих концов палки, применении поперечных и продольных ударов.
ПАРНЫЕ ТРЕНИРОВКИ, или учебный бой двух и более человек, проводятся на базе одиночной подготовки в строгом соответствии с заранее установленными приемами. Учебный бой - это, прежде всего, максимальное приближение к реальной схватке. Такие тренировки воспитывают смелость, находчивость, ловкость, чувство дистанции и другие необходимые в бою качества. Парные тренировки включают в себя бой пустыми руками, с оружием и поединок вооруженного с безоружным.
ГРУППОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ с оружием и без него - это настоящий спектакль. Единообразные движения шести и более участников, часто с музыкальным сопровождением, представляют собой захватывающее зрелище.
ЕДИНОБОРСТВО. Два участника проводят реальную схватку по установленным правилам. Единоборство подразделяется на саньшоу (свободный контактный спарринг с пустыми руками), туй-шоу (толкающие руки) и дуань-бин

4. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ

Ушу накопило за века огромное многообразие стилей и школ. Из этого пестрого многообразия стилей выделились наиболее колоритные.
Нэйцзя-цюань
(школы внутреннего направления)

Это направление возникло в эпоху Мин, когда в Поднебесной уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были несогласны с главным принципом Шаолиня - нападением и считали, что этого недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу». Для того, чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь-цюань, ему дали имя нэйцзя-цюань. В последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей стили тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан были объединены под одним названием нэйцзя-цюань. А шаолинь-цюань, как основная школа китайского бокса, был назван вайцзя-цюань (школа внешнего направления).
Чан-цюань
(длинный кулак)

Чан-цюань- обобщающее название чжа-цюань, двух стилей хуа-цюань, пао-цюань, хун-цюань, шаолинь-цюань, цзе-цзяо, фаньцзы. После образования КНР старинное понятие чан-цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали называтъся чан-цюань. Каждый из видов чан-цюань имеет свое лицо.Так, чжа-цюань и один из хуа-цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изящестом, пао-цюань и фаньцзы — пронизаны чистотой и аккуратностю, наполнены неисчерпаемой силой.
Дуань-цюань
(короткий кулак)

Дуань-цюань (короткий кулак) имеет еще названия дуаньда-цюань, мянь-чжан, дуань-да, мяньчжан-цюань. Комплексов таолу в дуань-цюань всего шестнадцать, восемь начальных и восемь мастерских. В этом стиле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, паха на нижнем, груди и боков на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.
Нань-цюань
(южный кулак)

Нань-цюань отличается большим многообразием школ, но наиболее распространенными являются хунцзя-цюань, цайлифо-цюань, школа тигра и журавля, школа рыцаря, школа юн-чунь, уцзу-цюань, тайцзу-цюань.
Сянсин-цюань
(образные или «звериные» стили)

Основные из них: школа пьяницы, орлиные когти, школы обезьяны, змеи, богомола, утки, падающего человека, Эрлана, У Суна, собаки, журавля.

Главная страница Клуб любителей активного отдыха Ритмы Луны и Солнца

Рассылки Subscribe.Ru

Секретные техники Ушу и гимнастики Цигун.
Техника самообороны для девушек.

|Главная|Охота|Рыбалка|Анекдоты|Гостевая книга|Анкета|Ссылки|


Сайт создан в системе uCoz