|Главная|Ушу/Цигун|Охота|Походы|Гостевая книга|Анекдоты|Анкета|Ссылки|
Предмет экскурсии – первая линия обороны Киева.
Объект экскурсии – система Дотов, долговременных огневых точек.
(ДОТ – фортификационное сооружение из прочных и долговременных материалов, железобетона, брони, предназначенное для ведения пулеметного или артиллерийского огня).
Задачи экскурсии:
1) ознакомление с историей постройки
и структурой Киевского укрепрайона;
2) ознакомление с ролью Киевской оборонной операции
на начальном этапе войны;
3) посещение наиболее интересных Дотов первой линии
обороны Киева, ознакомление с различными их типами и состоянием,
а также освещение героических событий связанных с ними;
4) посещение памятных мест, связаных с периодом обороны
Киева;
5) ознакомление с участками, так называемого, «Строительства
№1» - подрусловой железной дороги (возможно, как отдельная экскурсия).
Историческая справка
Киевский укрепрайон (УР№1) был построен в период 1928-1937 г.г. для обороны Киева. Относился к «линии Сталина» - ряда укрепрайонов, построенных вдоль старой границы СССР. Кстати, завершение работ по укреплению западных рубежей и позволило правительству Украины принять в 1934 г. решение о перенесении столицы из Харькова в Киев.
Первая линия обороны Киева проходила от Днепра по речке Ирпень до Белогородки и далее - через населенные пункты Виту-Почтовую, Лесники, Мрыги и упиралась левым флангом в Днепр. Протяженность ее составляла 85 км. На 5-10 км вглубь от этой линии обороны было вырыто около 30 км противотанковых рвов, сооружено 750 дзотов, заложено около 15 км минных полей. К 8 июля 1941 года усилиями трудящихся столицы, солдат и офицеров Киевский укрепленный район был приведен в боевую готовность.
Вторая линия проходила от Днепра в районе Вышгорода в направлении на Пущу-Водицу, Беличи, Никольскую Борщаговку, Пост-¬Волынский, Чоколовку, Голосеевский лес. Третья линия обороны пролегала непосредственно по окраине города.
Гарнизон КиУР на 11 июля 1941 года насчитывал около 40 тыс. бойцов, 29 танков, 283 пушки и 148 минометов. Именно КиУР сыграл решающую роль при обороне Киева, которая продолжалась с 6 июля по 19 сентября 1941 года, после чего он был оставлен советскими войсками в связи с резким ухудшением обстановки на Юго-Западном фронте.
Таким образом, оборона Киева продолжалась более двух месяцев, сковала до 7 дивизий немцев и сыграла большую роль в срыве плана «молниеносной» войны фашистского вермахта.
Объекты экскурсии.
На сегодняшний день из первой линии обороны Киева сохранилось 214 объектов, из них в удовлетворительном состоянии - 58, частично разрушенные - 28, полностью разрушенные - 128. Два Дота попали под затопление Киевским водохранилищем. Таким образом, преобладают разрушенные и частично разрушенные Доты.
Доты по конструктивными данными можно разделить:
- маленькие (одна-две амбразуры, один этаж);
- большие (три и больше амбразур, один-два этажа);
- построенные по специальному проекту (три-шесть амбразур; один-три этажа);
- командно-наблюдательные, артиллерийско-наблюдательные (три-четыре амбразуры,
два этажа, пять из них имели бронебашни);
- бетонированные укрытия для полевых войск.
Рассмотрим некоторые из них:
ДОТ № 127
Из огневых точек наибольший интерес вызовет ДОТ № 402, расположенный на северной окраины Белогородки. Он построен по спецпроекту. Это - трехэтажное сооружение, верхняя башня которого - полукапонир с двумя амбразурами на южной стороне. Два отделенных каземата на одну амбразуру второго яруса врезаны в крутой склон над речкой. Лабиринт подземных переходов на 500 метров. Здесь содержались многочисленные подсобные помещения для укрытия личного состава стрелковых подразделений, и размещался склад. Были предусмотрены два запасных выхода с противоположной стороны холма. Сохранилась северная траншея, которая вела к соседнему доту. Беспримерный подвиг совершили 16 воинов гарнизона Дота № 205 Киевского укрепленного района под командованием лейтенанта В. П. Ветрова из 28-го отдельного пулеметного батальона. Находясь во вражеском окружении 10 дней, с 5 по 15 августа 1941 года, не имея связи с советскими войсками, гарнизон дота самостоятельно вел борьбу с противником. Лишь 15 августа во время контрнаступления наших частей ДОТ был деблокирован. Кстати это самый мощный ДОТ в системе Киевского укрепрайона. Он имел пять казематов на шесть амбразур, которые протянулись вдоль подножия возвышенности. Дот входил в состав опорного пункта "Крым".
В августовских боях отметился гарнизон Дота №131 (с. Кременище) под командованием лейтенанта В.П. Якунина. ДОТ был размещен на командной высоте и четыре дня, будучи блокированным, уверенно удерживал подступы к ней. Фашисты блокировали стальную точку и огнеметным танком раскалили броневую башню. Гарнизон Дота, который состоял из 6 бойцов, погиб, но на милость врага не сдался. Очевидцы свидетельствуют, что в свои последние минуты герои пели «Песнь о Варяге». Более сотни гитлеровцев уничтожили они метким огнем.
Командно-наблюдательный ДОТ №204 (с. Юровка) гитлеровцы старались уничтожить противотанковыми пушками, выкатив их на прямую наводку. На броневых башнях сохранились глубокие рытвины от бронебойных снарядов. Подобные отметины сохранились и на многих других дотах.
В селе Ходосовка, ДОТ №127, после войны оказался затоплен озером на реке Сиверке и стал выглядеть довольно живописно. Также частично затоплен в Киевском море трехэтажный ДОТ № 581.
Очень загадочными и интересными представляются объекты, которые связаны со строительством подрусловой железной дороги.
В 1936 г. с целью укрепления Киевского укрепрайона (КиУР-1), советское правительство решило проложить под Днепром туннели для поездов на случай разрушения мостов во время военных действий. «Строительство №1» началось весной. Проектом предполагалось сооружения двух туннелей: Северного (Оболонь - Вигуровщина) и Южного (Жуков остров - Осокорки).
Участок туннеля в районе села Чапаевка
Есть предположения, что идея пройти под Днепром
принадлежит И.В.Сталину. Тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины М.С.Хрущов,
который до этого занимался сооружением метро в Москве, лично опекал строительство,
часто приезжал на участки - так называемые титулы. Объект был строго засекречен.
О "Сооружении №1" не было в печати ни единых упоминаний. Сооружали
объект работники киевского треста "Гидропутьстрой" и вольнонаемные,
которые проходили тщательный отбор.
Проектная длина туннеля - 6,5 км. Предполагалось, что поезда под Днепром
будут двигаться в двух направлениях, а рельсы, при необходимости, будут перекладываться
так, чтобы могли пройти автомобили или танки.
От ст. Жуляны до с. Пирогов планировалось проложить колею (2 ветви) на открытой
местности, дальше колея заходила в наземный туннель (40-метровый фрагмент
сохранился), который протягивался к Жуковому острову с уклоном под русло
Днепра в направления о.Водников (700-метровый фрагмент сохранился). На левом
берегу также предполагался постепенный выход туннеля на поверхность, что
заканчивался возле с.Бортничи (90-метровый фрагмент сохранился в районе Осокорков).
Далее колея проходила под открытым небом к станции Дарница.
ДОТ № 131
Информация по содержанию экскурсии:
Предлагается 4-х часовая экскурсия с посещением 7-8 Дотов (среди них №127,131,402, возможно включение №205 и №204), нескольких памятных обелисков и 700-метрового участка затопленного туннеля под Днепром.
Данная экскурсия проводилась неоднократно
для американских туристов (среди них были военные историки) и получила
позитивные отклики.
В наличии имеется легковой автомобиль. При проведении экскурсий для иностранных
гостей предоставляем переводчика. Ориентировочная стоимость - (с учетом использования
автомобиля, без услуг переводчика) - 50 USD для одного человека.
Время и объекты экскурсии могут корректироваться в зависимости от пожеланий
туристов. Возможно проведение отдельной экскурсии, посвященной «Строительству
№1». Объекты осмотра расположены вне приделов г.Киева.
|Главная|Ушу/Цигун|Охота|Походы|Гостевая книга|Анекдоты|Анкета|Ссылки|