Тайцзи-цюань, пожалуй, один из самых известных стилей ушу. О его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды. Одни говорят, что родоначальником тайцзи по праву считается даосский монах Чжан Саньфэн, живший в горах Удан в эпоху Юань или Мин. Согласно другой легенде Чжан Саньфэн жил в эпоху Сун, а созданный им стиль открылся ему во сне. Третье предание гласит будто основы тай-цзи были заложены мастером Сюй Сюаньпином еще рань-ше, в эпоху Тан. И все же по свидетельству известного летописца Тан Хао-дэна самым ранним направлением тайцзи-цюань был стиль чэнь, основателем которого стал Чэнь Вантин, выходец из семейства Чэнь, проживавшей в уезде Вань провинции Хэнань. До свержения династии Мин (1644) Чэнь Вантин был известным военачальником, а после этого события жил в уединении на своей родине и в свободное время занимался совершенствованием своего мастерства и созданием нового стиля. Поэтому считается, что истоки тайцзи были заложены в роду Чэнь.
Созданный Чэнь
Вантином
стиль чэнь основывался на трех источниках:
1.Заимствовании и обобщении
методик различных школ ситайского бокса в эпоху Мин и отказе от общепринятых
правил, описанных в трактате «Тридцать две ситуации кулачного боя» знаменитого
полководца Ци Цзигуана.
2. Взятии на вооружение древнего искусства дао-инь (руководить и растягивать)
и ту-на (выплевывать и удерживать).
3. Следовании древнейшему китайскому учению, связанному с понятиями инь
и ян, и учению традиционной китайской медицины о цзин-ло (цзин-ло — это
каналы, по которым циркулирует жизненная сила Ци, кровь и питательные
ющества).
В силу изложенного выше, созданный Чэнь Вантином стиль — это прежде всего синтез старого наследия и ние нового. Однако созданный Чэнем стиль кулачного боя назывался тогда совсем иначе — чан-цюань. В таком случае, когда же этот стиль получил имя тайцзи-цюань? В XVIII веке в годы расцвета династии Цин теоретик Ван Цзунъюэ, основываясь на своеобразии стиля Чэнь, дал философское толкование таких категорий и понятий, как инь и ян, "Великий Предел" и их взаимодействие во всеобщем круговороте пре-вращений. С тех пор появилось новое название — тайцзи-цюань (школа "Великий Предел"). И все же почему Ван Цзунъюэ переименовал его? Изначально понятие "Великого Предела" во всеобщем круговороте превращений содержит в себе идею достижения определенной высоты или предела.
Философ сунской эпохи Чжоу Дунъя составил схему "Великого Предела" в форме круга. В разъяснении к ней сказано: «Беспредельность и есть Великий Предел». Смысл этого прост: Беспредельность — это "Великий Предел", а "Великий Предел" —это основа беспредельности. Причиной изменения названия тайцзи-цюань можно считать следующее: во-первых, все без исключения движения в тайцзи имеют округлую форму, один цикл комплекса таолу как раз соответствует одному кругу на схеме "Великого Предела"; во-вторых, упражняясь тайцзи-цюань, необходимо в движении стремиться к покою, в покое стремиться к движению; четко разграничивать пустое и полное, сохранять абсолютное соответствие учению о беспредельности и Великом Пределе, о взаимодействии субстанций инь и ян; в-третьих, движение в тайцзи-словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит в переплетение всех форм, везде царит непрерывность, и нельзя отыскать ни начала, ни конца, совсем как в постулате «Великий Предел — основа беспредельности».
В процессе эволюции тайцзи возникло множество различных течений. И хотя каждому были присущи свои черты, тем не менее все они объединены общими требованиями:
1. Сердце в покое, воля
сосредоточена, дыхание естественное. Во время занятий мысли спокойные,
сконцентрщ ные, разум руководит телом, дыхание ровное, непринужденное.
2. Безмятежность, мягкость и плавность. Тело сохраняет покой, естественность
и беспристрастность, движения легкие, плавные, словно поток воды.
3. Движения дугообразные, плавные и завершенные. Всем им присуща непрерывность,
непринужденность и гибкость.
4. Слитность, координация, четкое разграничение пустого и полного. Все
движения неразрывно связаны друг с другом, переходы мягкие и плавные,
вместе с тем проведена четкая грань между пустым и полным; поясница служит
как направляющая ось и передающее звено, переходы вверх и вниз следуют
друг за другом, центр тяжести стабилен.
5. Легкость, живость, твердость и мягкость дополняют друг друга. В каждом
движении присутствует сдержанность, легкость и в то же время живость и
энергичность, тело не расслабленное, но и не закостенелое, за внешней
мягкостью таится внутренняя твердость; приложение силы полное, но без
напряжения, эластичность во всем.
ШКОЛЫ ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.
За время существования тайцзи-цюань возникло множество различных направлений и из всего этого многообразия выделились пять наиболее распространенных стилей.
Стиль Чэнь
Этот стиль подразделяется
на два подвида — старый и новый. В старом, основанном Чэнь Вантином, было
пять комплексов таолу. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот
стиль непрерывно шлифовался, и до наших дней дошли только два комплекса
— первая и вторая цепочки. Первая дорожка стиля чэнь содержит восемьдесят
три формы. Вторая цепочка лу первоначально именовалась
пао-чуй (пушечный удар), она имеет сейчас 71 форму.
Ее основные особенности следующие: 1) большое количество сокруши-тельных
ударов ногой; 2) движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче,
удар сильнее; 3) изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков,
уворачиваний, молниеносных разворотов и перемещений - во всем ощущается
могучая сила.
Таолу нового направления также имеют два подвида. Первый, по основным
положениям, напоминает стиль чэнь, созданный учителем Чэнь Цзягоу, порядок
движений в нем аналогичен старому направлению, только опущены некоторые
наиболее трудные элементы. Его также называют сяо цюань-цюань (кулак малого
круга). Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак
большого круга). Второй подвид нового направления - это стиль, созданного
учеником Чэня - Чэнь Уцинпином. Его визитная карточка - изящность, сжатость,
медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается,
достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально
распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил
название чжаобао-цзя.
Стиль Ян
Этот стиль основан выходцем из провинции Хэбэй Ян Лу-чанем (1800— 1873). Его семья была бедной, поэтому в детстве Ян батрачил в семье Чэнь Цзягоу, юношей работал прислужником у учителя Чэня и освоил его стиль. В зрелом возрасте вернулся к себе на родину и стал там практиковать тайцзи-цюань. Он, упорно тренируясь, видоизменил стиль чэнь, добавив ему мягкости в сочетании с решительностью: и силой. Современники называли его чжань-мянь-цюань (нежный кулак), жуань-цюань (мягкий кулак), хуа-цюань (исчезающий кулак). Позже Ян Лучань, применительно к требованиям простого люда упростил выброс силы, прыжки, сотрясающие удары ногой и другие сравнительно трудные элементы. Его сын Ян Цзянхоу еще больше переработал этот стиль в сторону упрощения и в таком виде стиль Ян и стал наиболее распространенным.
Стиль У (первый)
Основателем этого стиля считается маньчжур Цюань Ю, живший на закате правления династии Цин в провинции Хэбэй. Цюань Ю сперва обучался у знаменитого Ян Лучаня, а затем пошел в ученики к его сыну Ян Баньши и стал первоклассным мастером мягких стилей. Его сын Цзянь Цюань изменил фамилию на китайскую- У и продолжил семейную традицию по изучению и распространению тайцзи-цюань. Видоизменив и пополнив арсенал приемов более пластичными и мягкими движениями, убрав сложные трюки и прыжки, У Цзянь Цюань создал свою школу, превратившуюся потом в стиль
Стиль У (второй)
Основателем этого стиля считается мастер У Юйсянь, живший в конце правления династии Цин, в провинции Хэбэй. Сначала он обучался у Ян Лучаня, а затем постигал искусство старого направления стиля чэнь. Он стал мастером стиля чэнь, нового и старого направлений. Позже он изучил стиль ян в его направлениях большое да и малое сяо. Практикуя и изменяя эти направления, он пытался соединить их воедино, выбрав из этих направлений все лучшее. Так возникло еще одно направление тайцзи, которое назвали стилем У.
Стиль Сунь
Основателем этого направления
является Сунь Лутан из уезда Вань провинции Хэбэй (1861-1932). Сунь был
страстным поклонником ушу: изучал син-и-цюань, затем багуа-чжан и в конце
концов стиль У тайцзи-цюань. Вникнув в суть каждого из этих стилей и соединив
их, он основал близкий себе по духу стиль сунь.
От других этот стиль отличается челночными движениями назад и вперед,
гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Его комплексы таолу напоминают
плывущие облака, бесконечный и непрерывный поток воды. Принцип каждого
поворота тела подобен раскручиванию «кай» и
скручиванию «хэ», поэтому друзья мастера называли
этот стиль кай-хэхобу (быстрые шаги скручивания и закручивания). Это не
только уклонения, развороты, прыжки, перемещения, заимствованные из багуа-чжан,
но и взлеты, падения, уходы вниз и перевороты заимствованные из син-и-цюань.
ОБЛАСТЬ ГОЛОВЫ
ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ
Плечи.
«Плечи опустить, локти свесить» — плечевые суставы расслабить, оба плеча
свободно опустить вниз на один уровень.
Локти. Опуская плечи, одновременно свесить локти, рука
слегка согнута в локтевом суставе и свободно опущена вниз.
Запястье. Из всех суставов самым подвижным является запястье
- оно обладает наибольшим числом степеней свободы. В тайцзи самое серьезное
внимание уделяется «сидячему запястью», когда в процессе вращения запястье
не сильное и не слабое, но подвижное и эластичное.
Кисть. В тайцзи-цюань используется три формы кисти: ладонь,
кулак и крюк, но в таолу основной формой является ладонь. Пальцы ладони
расслабить, ладонь движется свободно и непринужденно, пальцы сжимаются
и разжимаются без усилий.
Кулак. Схема сжатия кулака такова: четыре пальца собрать
вместе и кончики пальцев прижать к центру ладони, после чего большой палец
прижимается к центру среднего пальца. Другие формы кулака образуются идентично.
Так как все тре-бования тайцзи-цюань следуют «мягкому» началу, сжимать
кулак сильно не следует.
ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ТУЛОВИЩА.
Спина и грудь.
Тайцзи-цюань требует «грудь развернуть, спину распрямить». Грудь расправить
так, чтобы в ней чув-ствовался простор, широта, не было внутреннего напряжения.
Расправив грудь, распрямить спину В момент внутреннего наполнения груди
расслабить мышцы спины, позвоночник вытянуть вверх и далее держать в этом
состоянии, но только не оттягивать его назад.
Поясница. Поясница соединяет верхнюю и нижнюю части тела.
Она играет главную роль в изменении движения, в регулировке центра тяжести,
а также в передаче силы верхним и нижним конечностям. На тренировках поясница
должна быть расслабленной, выпрямленной и слегка опушенной вниз. «Расслабление
и погружение» возможны только в том случае, если энергия ци помещена в
дань-тянь. Ци не выходит на поверхность, а лишь передается в конечности.
Шаг уверен и тверд и вместе с тем сохраняет живость и подвижность.
Живот. Живот «расслаблен и успокоен». Следуя принципу
«ци должно быть погружено в дань-тянь», осуществлять глубокое дыхание
животом.
НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ТЕЛА
Область паха
вместе с половыми органами.
Пах должен быть округлый и пустой, не расставлять ноги слишком широко
и не выгибать их дугой внутрь, подобно тому как изогнуты штрихи в иероглифе
жэнь (человек) . Бедра раскрыть, колени слегка повернуть вовнутрь, так
чтобы вместе с пахом они образовали круг.
Бедра. Сочленения тазобедренных суставов расслабить.
Помнить, что они играют ключевую роль в управлении вращением в звене талия-бедра.
Движения должны быть скоординированные и живые.
Ступня. Ступня-это основа стоек и передвижений. Если
корень неустойчив или хоть чуть-чуть отклоняется от правильного положения,
то стойки и поступь неизбежно будут хаотичными. Передвижения могут быть
различны по размерам и степени сложности, однако общее требование таково:
«поступь уверенная, как у кошки». Другими словами, шаг должен сохранять
правильность, живость и уверенность.